Миссия выполнима

в офисе

Возросший интерес российских компаний к выработке корпоративной миссии связан не только с модой на внешние атрибуты «продвинутого» бизнеса и появлением образованных менеджеров. Поиск «смысла жизни» там, где вроде бы все должно быть предельно ясно, а главное мерило успеха – деньги, отражает общую тенденцию в развитии мирового бизнеса. Сегодня, что бы добиваться успеха, уже недостаточно просто хорошо работать. Нужно быть социально ответственным, открытым для диалога с обществом и заботиться о благосостоянии своей страны. Нужно объяснять клиентам – почему ты достоин их выбора, чем ты отличаешься от других подобных компаний и вообще, кто ты? Ответы на все эти вопросы дает миссия.

Существует множество толкований понятия корпоративная миссия — смысл существования, основная цель деятельности; некое высшее предназначение; выражение общественной значимости деятельности; роль, которую компания собирается играть на рынке; попытка бизнесмена найти смысл своей профессиональной деятельности; обоснование нефинансовых целей организации. А если отбросить ненужную риторику, то МИССИЯ КОМПАНИИ – общественная польза, которую компания намерена принести (или уже приносит) окружающим.

Существует широкое и узкое понимание миссии. В широком смысле миссия рассматривается как философия организации, основанная на неких базовых ценностях и принципах. Это один из самых стабильных и консервативных факторов, определяющих работу компании — она редко меняется, а если перемены и происходят, то плавно и постепенно. Таким образом, миссия как бы задает вектор развития бизнеса. В узком смысле миссия понимается как некое утверждение, раскрывающее смысл существования компании и подчеркивающее ее «непохожесть» на конкурентов.

Большое значение миссии организации придавал один из признанных «отцов менеджмента» Питер Друкер. В своих работах, говоря о смысле существования организации, он советовал найти ответы на пять вопросов:

  • Каковы цели нашей компании?
  • Для кого она создана (кому предназначаются ее услуги)?
  • Чем уникальны наши программы (проекты)?
  • Каковы будут наши результаты?
  • Каков ваш план действия?

Ответы на эти вопросы позволяют выявить сильные и слабые стороны любого бизнеса и грамотно произвести «отстройку» от конкурентов уже на этапе стратегического планирования деятельности.

Другой известный исследователь теории менеджмента — Лестер Дигман — сократил список этих вопросов до трех:

  • Что является нашим бизнесом сейчас?
  • Каким наш бизнес будет в будущем?
  • Каким должен быть наш бизнес?

Как ни странно, на эти, кажущиеся абсолютно простыми, вопросы иногда очень трудно ответить даже собственнику компании. Попробуем понять, что стоит за каждым из них.

Что является нашим бизнесом сейчас?
В ответе на этот вопрос имеется один ключевой момент, на котором необходимо сконцентрировать все внимание — это клиент. Именно клиент определяет любой бизнес, а не такие факторы, как название компании, ее статус или выпускаемая продукция. Бизнес определяется тем, какую потребность потребитель хочет удовлетворить и почему он готов купить продукт или услугу, которую предлагает ему та или иная компания. Удовлетворение нужд клиента должно лежать в основе миссии любого бизнеса. Поэтому, чтобы ответить на вопрос: «Что является нашим бизнесом?», нужно сначала понять, кто является клиентом компании и что является для него ценным.

Каким наш бизнес будет в будущем?
Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать влияние изменений окружающей среды на бизнес. То есть, определить, какие изменения в окружающей среде могут затронуть цели конкретного бизнеса, отражены ли ожидаемые изменения в долгосрочной стратегии развития, насколько далеко можно проектировать будущее компании.

Каким должен быть наш бизнес?
Здесь речь идет об «идеальной» модели бизнеса, т.е. том его состоянии, когда соблюден баланс между общественной полезностью и интересами собственников компании. В конечном итоге, долгосрочной целью развития любой компании является стремление к этому идеалу.

Таким образом, универсальных ответов на поставленные вопросы не существует, каждая организация по-своему уникальна и должна найти свой собственный путь. Именно поэтому процесс «рождения» миссии редко проходит безболезненно. Вторым «болевым» фактором является убежденность большинства менеджеров в том, что выработка миссии — это дело исключительно руководства компании и ответственность за постановку глобальной цели должен брать на себя руководитель и никто другой. Это глубокое заблуждение. В том случае, если концепция развития организации выработана руководителем единолично и уже в готовом виде донесена до сотрудников, такая миссия может быть не воспринята сотрудниками на, так сказать, «клеточном» уровне. Такая миссия просто не будет работать. Примерно тот же эффект возникает при передаче всех полномочий по выработке миссии внешним консультантам. Пожалуй, это один из наиболее неудачных вариантов аутсорсинга. Приглашенные консультанты физически не смогут выработать миссию компании без постоянного взаимодействия с руководством и сотрудниками, погружения «вглубь» корпоративной культуры, понимания бизнеса заказчика. Хотя, разумеется, привлечение профессиональных консультантов в процессе выработки миссии является оправданным.

Формирование миссии организации — это сложный длительный процесс, который состоит из множества этапов, и в этом процессе должны быть задействованы все сотрудники фирмы, высший менеджмент и собственники компании, а также консультанты по управлению, которые будут координировать этот процесс. Желаем вам удачи!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *