Шпионские игры

шпионаж
С интересом наблюдая за развитием событий в очередном шпионском боевике, мы редко задумываемся, что в современном мире бизнеса коммерческий шпионаж давно стал обычным явлением. К шпионажу прибегают как начинающие фирмы, так и лидеры рынка, желающие сохранить свои позиции в конкурентной борьбе. Любая уважающая себя крупная компания, обязательно имеет собственную службу безопасности, отвечающую за противодействие «проискам» конкурентов. Когда же речь идет о небольшом бизнесе – все проще и сложнее одновременно. Проще – потому что вряд ли вашей компанией заинтересуется крупный игрок, способный организовать действительно серьезные неприятности. А сложнее – потому что ваши возможности для защиты тоже ограничены, в то время как фантазия конкурентов может быть весьма изощренной. Впрочем, превентивные меры не потребуют больших затрат и помогут оградить вашу компанию от искусственно созданных проблем.

Коммерческим шпионажем принято считать получение вашими конкурентами закрытой «коммерческой» информации о вашей компании. Основная цель при этом — получение прямой выгоды, обеспечение преимуществ в конкурентной борьбе, либо нанесение ущерба конкурирующему бизнесу. Интерес для ваших «врагов» представляют любые сведения, которые можно использовать для этих целей: документы, слухи, отзывы клиентов или сотрудников и т.д. Но чаще всего объектом «шпионских интересов» становятся «узкие» места в вашем бизнесе и данные клиентов.Сведения о каких-либо нарушениях в вашей компании (уход от налогов, «серая» зарплата и т.п.) позволяют оперативно организовать «внешнее» давление. Пока вас проверяют налоговики, прокуратура и прочие надзорные инстанции, вы не можете полностью сосредоточиться на своей деятельности. Следовательно, у конкурентов «развязаны» руки. Клиентская база – тоже «лакомый кусочек». Получение вашими конкурентами такой информации автоматически лишает вас преимуществ, которыми вы до этого располагали. Еще хуже, если вовне попадает конфиденциальная информация о ваших клиентах. Если такая информация или ее часть по какой-то причине перестанет быть «закрытой», многие просто перестанут с вами работать, а к вашей компании навечно приклеится ярлык «ненадежности».Набор средств, используемых в коммерческом шпионаже, тоже достаточно традиционен: Чаще всего нужная информация получается напрямую от сотрудников вашей фирмы. Для этого используются банальный подкуп и различное психологическое воздействие. Далеко не все ваши работники довольны своим положением, зарплатой или тем, как лично вы к ним относитесь, и не упустят возможности отомстить чужими руками. Более изощренный способ — внедрение своих людей в вашу компанию.

Хотя «внедрение» — это слишком громко сказано. Человек просто устраивается на работу в вашу фирму, а потом начинает «сливать» необходимую информацию или проводит «подрывную» работу в коллективе. Еще одним «слабым» звеном могут оказаться ваше ближайшее окружение. Вы удивитесь, если узнаете, сколько существует возможностей, чтобы влиять на ваших доверенных лиц или даже родственников. Хотя чаще всего человек сам не особенно заботится о сохранности информации, которой располагает, не осознавая до конца ее значения. Не менее эффективным методом получения необходимых сведений является обращение под видом потенциального клиента. В некоторых случаях «разведчики» даже совершают реальные покупки. В процессе переговоров обычно задаются вопросы, далеко выходящие за рамки обсуждения. Ничего не подозревающий менеджер теряет бдительность и ценные сведения «уплывают» к конкурентам. Самые «продвинутые» шпионы могут прослушивать телефонные разговоры, вести скрытую видеозапись, «взламывать» внутреннюю компьютерную сеть и перехватывать почтовую корреспонденцию. Впрочем, подобные мероприятия уже требуют наличия специальных знаний или привлечения «специалистов» со стороны, что сопряжено с некоторыми затратами.

Об успешном предотвращении шпионских акций рассказывают многие компании. Однако в собственных попытках использования подобных методов не признается никто. Но это не значит, что все ваши конкуренты сплошь «белые и пушистые». Поэтому, заботиться о защите вашего бизнеса нужно с первого дня его существования. Во-первых, следует ограничить допуск сотрудников к конфиденциальной информации. Во-вторых, необходимо обеспечить безопасность компьютерных систем и сетей. В-третьих, целесообразно проводить разъяснительную работу с персоналом. Именно «человеческий фактор» чаще всего и становится ключевым аспектом успешной шпионской атаки. И помните, сама по себе утечка информации не столь страшна – опасность представляют мотивы, которыми руководствовались конкуренты при ее получении.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *